Пермский звериный стиль |
Введение | Возникновение | Расцвет | Учёные-исследователи | Мотивы | Образы | Коллекция | Заключение | Источники | От автора |
Уже из названия стиля ясно, что именно звериные мотивы долго сохранялись и преобладали в искусстве Прикамья. Чем это можно объяснить? Очевидно, тем, что в северных лесных районах Прикамья, где найдены почти все предметы звериного стиля, роль охоты была весьма значительна и в эпоху железа, о чём говорит большое количество находок охотничьих орудий и костей диких животных в археологических памятниках этого времени.
В условиях относительной изоляции в северных районах Прикамья древние родовые коллективы дольше сохраняли своё единство и старые религиозные верования, связанные с почитанием зверей и птиц. Мы знаем немного примеров, когда звериные мотивы играли большую роль в искусстве народов с уже сложившимся классовым обществом, но сохранивших пережитки древних первобытных верований, например, у скифов и в Древнем Египте.
Звериный стиль больше всего развивается в металлической, глиняной и костяной скульптуре. Изображения хищных и домашних животных, летящей птицы с человеческой личиной украшают не только предметы культа, но и орудия труда, оружие, предметы быта, части одежды и конской сбруи! Нередки изображения человека. Встречаются изображения женской фигуры в окружении животных, что, вероятно, связано с почитанием женщины – владычицы зверей.