Художник П.И. Субботин - Пермяк




Вступление

Биография

Фотографии из жизни

Творчество

Картины

Завершение

Источники информации

Автор сайта

Первые опыты в масляной живописи были сделаны П.И.Субботиным в 1906 году. Сохранилась одна из ранних картин под названием "Уточки". Этот единственный опыт художника в анималистическом жанре. Сценка у пруда написана с ученическим усердием - мелким, еще робким мазком, в голубовато - серой колористической гамме. Композиция "натюрмортна" - фигуры уточек приближены к зрителю и показаны с большими подробностями: точно написана головка, мягким и пушистым кажется ее оперение, осязаемо передается жесткая фактура осоки, в зарослях которой спрятался пруд. В композиции этого небольшого холста нет ничего неогбычного, она, может быть, даже слишком проста. Но в тонкой колористической гамме, в нежных перетеканиях серого, серо - голубого цветов угадывается будущий колорист незаурядного дарования.

Особенно удалась Субботину "Деревенская улица" со стайклй ребятишек, повисших на изгороди. Разноцветные пятна рубашек разбивают тяжелую летнюю зелень, делают пейзаж оживленным. Этот мотив, связанный с детскими воспоминаниями, полюбился художнику, и он его, очевидно, не раз повторял.

В 1911 году появился первый портретный этюд, написанный с брата, Лени Субботина. Холст взят очень маленький, а лицо показано крупно. Выражение его сосредоточенно, замкнуто. Только живые глаза размыкают эту сосредоточенность.

Следующий этап в развитии портретного жанра Субботиным - "Автопортрет", написанный, очевидно, после 1910 года. Манера здесь существенно изменяется. Пышные взлохмаченные волосы открывают высокий упрямый лоб, упорный, настороженный взгляд сразу приковывает внимание. В нем много силы, энергии, какой - то необыкновенно решительной устремленности. Бледность лица подчеркивает лиловый бант, небрежно завязанный у ворота теммной рубашки. Портрет, конечно, не назовешь психологическим - художник не ставио перед собой подобной задачи. В целом работы ученического периода отмечены этюдностью исполнения, небольшими форматами, камерностью мотива. ЭКроме того, Субботин пользуется чистыми красками:красную, желтую и зеленую берет почти без дополнительных примесей. Этюд получается удивительно звонким.

"Дом в зелени" - один из самых удачных пейзажей никольской серии. Изображен, собствено, даже не дом, а часть стены и высокой деревянной лестницы с перилами. К тому ведет дорожка, утопающая в цветах. Освещенная солнцем стена - как источик света в картине. Желтые пятна цветов - будто брызги солнечного света среди зеленой травы. А высокие голубые цветы словно спускают небо на землю...Ни один предмет не прописан детально - все увидено как бы глазами человека, спешащего к дому, и овеянно настроением светлой ликующей радости.

Окончание "строгановки" в 1914 году, безусловно, открывает новый этап его творческих поисков. Уже на последнем курсе Субботин должен был мобилизовать все свои силы. Требования к учащимся были повышены. Из 23 студентов декоративного отделения для продолжения образования было оставлено только 5 человек; наиболее способных. Среди них был и Субботин

А времени катастрофически не хватает. Над эскизами или книгами он сидит до двух - трех часов ночи. Много сил Субботин положил на выподнение липломных работ - их было три: на звание художника - живописное панно "Песнь Перуну", на звание художника - декоратора - эскиз декорации к опере "Млада", по классу композиции - картина "Кремль времен Бориса годунова".

Работы Субботина плотно ложатся в контекст предреволюционной культуры, причем время он переживал достаточно остро. Не занимаясь политикой, художник обладал развитым политическим чувством.

В 1915 год проложил невтдимый рубеж между начальным периодом становления и периодом зрелости. Во второй половине 1910 - х годов Субботин приходит к большеформатной картине, написанной по живым впечатлениям, но скомпонованной поздней, в мастерской.

В этой же интонации звучит еще одна картина Субботина - "Купальщицы", - чуть ли не единственная, если не считать "Натурщицы", работа, сделанная в жанре "ню".На краю поля под ивовым деревом - три девушки. Две обнажены, а третья поливает их водой из кувшина. Весь пейзаж - мягкий, текучий - написан в блеклой гамме синих, голубых, сиреневых и желтовато - зеленоватых оттенков. И только в середине холста - интенсивное пятно желтого цвета, отраженного куполом неба.Широкие мазки расположены по параболе, и небо смотрится именно куполом, осеняющим тихий пейзаж и девушек в высокой траве."Струйчатая" фактура делает зримым течение воды из кувшина, мягкое шевеление трав и быстрое приближение сумерек. В пейзаже возникает движение, и девушки воспринимаются голубыми тенями, прекрасным видением, рожденным самой природой.Другой важной темой, может быть еще более важной для него, была крестьянская.

В живопись Субботина возвращаются кудымкарские мотивы, но настолько все изменилось:большие холсты, уверенная рука и дивные откровния колорита!Картины "В поле","АУ!" имеют бытовую тематику, однако совершенно лишены бытовизма в смысле обыденности, серости, прозаичности. Художник будто сдувает пыль с поверхности явлений, и они загораются чистыми яркими красками.Все тот же бессобытийный жанр позволяет сосредоточиться не на действии, а на состоянии изображенных людей.

Картина "В поле" выражает совершенно другое - умиротворенное состояние. Женщина с косой а плече и девочка, идущая рядом, написаны с жены и дочери Ии, причем с натуры и в жизненной обстановке.Поэтому их позы так естественны и свободны.

Наконец, еще одна картина на подобную тему - "Паужина".Картина проста по сюжету:показан "поединок" молодой крестьянской семьи, выехавшей на сенокос в заливные луга.Все эти крестьянские сцены не смогли бы появиться без большой натурной работы.Дело в том, что Субботин практически ни дня не прожил без рисования.Он считал это таким же естественным, как есть и дышать.


Сайт создан в системе uCoz